Что такое искажение (дисторшн) в музыке? Когда и как его использовать?

Программное обеспечение для создания музыки имеет ограничения по уровню громкости равное 0 дБ.. Если аудиосигнал превышает этот предел, он будет искажаться и выдавать резкий, громкий неприятный звук, который заставляет людей закрывать уши.

Нежелательное искажение (клиппинг, дисторшн) негативно влияет на качество микса. Но это имеет и множество музыкальных применений, когда вводится намеренно и аккуратно. Искажение насыщает звучание синтезаторов и гитар, добавляет энергии и напора барабанам, придает скучному звучанию более интересный окрас.

Мы находимся в расцвете для дисторшна как музыкального, так и эстетического эффекта. Сильные хаусные и хип-хоповые треки с прикрепленным описанием "lo-fi" поднимаются на большой волне блоговой шумихи. DIY-лейблы выпускают кассетные ленты. Даже поп-вокалисты используют в своей работе дисторшн (искажения).

В этой статье я покажу вам, как творчески использовать дисторшн в вашем аудиоредакторе (DAW). Статья будет подкрепляться аудио-примерами.

Типы искажений и их источники

Искажения могут возникнуть при записи, продакшне и «инженерной» стадии работы над песней. Вот лишь несколько примеров того, откуда могут появиться нежелательные искажения:

Несовпадение сопротивления возникает, когда сопротивление (измеряемое в омах) выходного сигнала - например, гитары - выдает сигнал, имеющий высокое значение сопротивления по сравнению со значением сопротивления микрофонного входа, как, например, на аудиоинтерфейсе или микшере. Выход с высоким сопротивлением выдает очень искаженное звучание на входе, не рассчитанном на прием сигналов с высоким сопротивлением. Результатом обычно является искаженный тон и нежелательные шумы в сигнале.

Клиппинг - это вид искажений, которые чаще всего происходят при превышении входного или выходного сигнала, о чем я подробно расскажу ниже.

Усечение вызвано сбросом битов при воспроизведении или рендеринге аудиосигнала, что может привести к появлению искаженного сигнала низкого уровня.

А теперь вернемся к клиппингу. Цифровые и аналоговые искажения происходят, когда аудиосигнал проходит через максимальный уровень мощности системы, который в DAW обычно составляет 0 dBFS (децибел полной шкалы). При клиппинге, вы теряете участки сигнала выше порога в 0 dBFS, обрезая сигнал.

Цифровые искажения происходят, когда аудиосигнал выходит за пределы максимальной мощности DAW, которая в DAW обычно составляет 0 дБ. Для продолжения воспроизведения DAW будет сжимать фрагменты сигнала выше порога искажения, обрезая форму сигнала.

Синусоидальная волна с искажениями (дисторшном)

Поскольку синусоидальная волна искажается, она начинает звучать ближе к прямоугольной волне. Эти новые гармоники увеличивают воспринимаемую громкость сигнала.

Пиковый уровень в синусоидальной волне может не измениться на индикаторе при достижении порога искажения, но уровень нового искаженного сигнала изменится при воспроизведении и будет казаться громче. Так как же это может быть использовано более творческим, музыкальным способом? Давайте узнаем.

Пленочная сатурация (Feathering). Искажения плёнки

Когда цифровая техника была представлена как средство производства музыки, многие жаловались на то, что ей не хватает теплоты и характера аналога. В какой-то степени это так и есть. Как вы слышали выше, цифровые искажения могут быть резкими. Но когда магнитная лента перегружена аудиосигналом, она создает богатое, гармонично управляемое искажение, называемое сатурацией.

В наши дни мы можем воспроизводить аналоговую сатурацию в наших DAW с помощью таких плагинов, как Tape Machine и других. Сатурация может быть эффективно использована практически на любом элементе микса, но, пожалуй, она приносит наибольшую эффективность при применении к барабанам. Послушайте эти барабаны без сатурации.

Сухой брейк барабанов

Грув присутствует, и удары тоже звучат довольно сильно. Но перкуссии и рабочему не помешает «подгруз». Поэтому я применил пресет Ozone 8 Advanced Vintage Tape "Clean Fifteen" для подогрева средних и высоких частот.

Брейк барабанов с пресетом "Clean 15"

Здесь Tape Machine добавляет ясности и заполняет пустоту между каждым ударом. Несмотря на то, что барабаны записаны по современной системе подбора и микширования, они "чувствуются" как аналоговый звук. В вашем собственном DAW вы можете подчеркнуть низкие и высокие звуки, и гармоники в соответствии с вашим стилем.

Будьте осторожны при применении сатурации к хай-хэтам, тарелкам, клаве и колокольчикам. Эти звуки уже богаты высокочастотным компонентом и станут грубыми и резкими с добавлением или усилением гармоник.

От теплого до абразивного

Если вы думаете, что элемент микса звучит скучно и может выиграть от добавления гармоник, запустите плагин с искажениями, такой как Trash 2. Это выходит за рамки сатурации и действительно позволяет искусно использовать искажения. Плагин имеет два этапа обработки искажений, каждый из которых имеет свою собственную кривую и настройки драйва. Он также включает в себя фильтр и встроенную задержку.

Как правило, вы всегда хотите работать с высококачественными сэмплами и записями. Так как большинство синтезаторов включают в себя в основном контент среднего и высокого диапазона, то искажения наиболее эффективны при добавлении яркости и переливающихся звуков.

Я буду работать с этим фоновым «пэдом» в стиле Брайана Эно.

Сухой фоновый пэд

Я специально хочу улучшить высокие частоты, поэтому я включил многополосный режим Trash 2 и увеличил драйв для пользовательского частотного диапазона 4-10 кГц.

Фоновый пэд с многополосным режимом Trash 2

Подчеркивается воздушность пэда, а также приятная шероховатая текстура.

По мере того, как вы увеличиваете драйв искажений, ваш синтезатор начинает петь или даже кричать, когда меняется тембр.

Фоновый пэд с Trash 2, увеличенный драйв искажений

Драйв увеличит амплитуду вашего сигнала, и сделает ваш микс громче. Следите за выходным сигналом Trash 2, чтобы громкость была одинаковой до и после искажения. Переключите байпас плагина, чтобы проверить это. То, что ваш микс громкий, не означает, что он полный.

В паре с низкочастотным звуком (также проходящим через Trash 2) мы получаем больший динамический диапазон звука.

Фоновый пэд с Trash 2 & низкими частотами

Существует бесчисленное множество вариантов обработки в Trash 2, поэтому я рекомендую вам изучить плагин, чтобы найти пресеты, которые вам понравятся.

Будущее искажения

В этой статье я показал вам, как использовать искажение на барабанах и синтезаторах. Но вы не обязаны останавливаться на этом. Используйте дисторшн, чтобы приглушить басы, добавить фактуру вокалу и преобразить гитары. Но помните - существует такая вещь, как слишком много искажения! Это может легко пересилить другие элементы микса или испортить ваш микс в целом. Начните с низких значений сухого или «сочного» звука и драйва, затем медленно поднимайте их, пока не услышите заметную разницу. Изучите искажения с помощью Vintage Tape в Ozone 8 Advanced и Trash 2.

перевод статьи с английского выполнен Денисом Кругловым по материалам сайта:https://www.izotope.com/