Компрессоры/лимитеры LA-2A и 1176LN давно приобрели статус классической аппаратуры. Их можно найти почти в любой студии по всему миру, где их постоянно используют для создания музыки любых стилей и направлений. Учитывая изобилие более новых приборов на рынке, стоит задуматься, почему эти классические инструменты до сих пор остаются неотъемлемой составляющей консольного оборудования любой профессиональной студии.
Принцип работы компрессора/лимитера довольно прост. Это устройство, в котором усиление цепи автоматически регулируется в заданном соотношении, в зависимости от уровня входного сигнала. Динамическая обработка сигнала в соотношении ниже, чем 10 или 12 к одному, обычно называют компрессией, при более высоком соотношение – это лимитирование (limiting).
Современные компрессоры отличаются высокой степенью программируемости и гибкости; более старые устройства, такие как LA-2A и 1176LN более просты по своему дизайну. Возможно это и является одной из причин привлекательности их звучания и долговечности их славы.
Teletronix LA-2A Leveling Amplifier (выравнивающий усилитель)
Прибор, послуживший образцом для данного плагина, известен своими естественными характеристиками компрессии сигнала. Система электронно-оптического аттенюатора обеспечивает мгновенное уменьшение усиления без увеличения гармонического дисторшна – это достоинство, которое высоко ценится по сей день. LA-2A известен тем, что придает сигналу своеобразную теплоту (для вокала, гитары или синтезатора) и сочность для ударных или басов.
Прохождение сигнала в плагине LA-2A
Преобразователь входного сигнала обеспечивает изоляцию и соответствие сопротивления (impedance). После этого сигнал подается на цикл боковой цепи и на цикл уменьшения усиления. Боковая цепь включает в себя усилитель напряжения, фильтр предыскажения pre-emphasis filter (фильтр предварительной коррекции), предоконечный каскад (driver stage), обеспечивающий напряжение, необходимое для управления электролюминесцентной панелью. Данный сигнал контролирует усиление компрессора. После цикла уменьшения усиления, сигнал проходит через регулятор выходного усиления и двухкаскадный усилитель выхода, за которым следует преобразователь выходного сигнала.
Регуляторы LA-2A
Limit/Compress
Изменяет характеристики кривой входа/выхода для компрессора. При установке Compress кривая получается более плавной и представляет низкое соотношение компрессии. При установке Limit используется более высокое соотношение компрессии.
Gain
Регулирует выходной уровень (на величину до 40 дБ). Регулятор усиления необходимо настраивать уже после того, как произошла компрессия. Данный регулятор не влияет на величину компрессии.
Peak Reduction
Определяет величину уменьшения усиления, а также относительный порог срабатывания. При значении 0 не происходи компенсации усиления. Для установки желаемой величины компрессии поверните ручку по часовой стрелке (чтобы отслеживать данный параметр, установите волюметр VU Meter в положение Gain Reduction). Peak Reduction нужно настраивать независимо от регулятора Gain.
Meter
Эта ручка (вверху справа) устанавливает режим волюметра. Когда она установлена на Gain Reduction, волюметр отображает уменьшение усиления в дБ. При установке на +10 или +4, волюметр указывает выходной уровень в дБ.
Переключатель On/Power
Определяет активность плагина. Когда переключатель установлен в положение Off, плагин отключен и использование UAD DSP снижено
1176LN Solid-State Limiting Amplifier
1176LN известен тем, что выявляет эффект присутствия и своеобразный оттенок (тембр) аудио сигналов, придает яркость и чистоту вокалу, а также создает специфическое звучание ударных и гитар. Это ограничивающий усилитель на полупроводниковых элементах.
Ограничение и компрессия сигнала осуществляется секцией уменьшения усиления (Gain Reduction). Перед прохождением данной секции сигнал ослабляется на входе в плагин. Величина ослабления регулируется с помощью input control potentiometer (потенциометр, резистор переменного сопротивления). Величина уменьшения усиления, а также время атаки и затухания компрессора регулируются цепью контроля уменьшения усиления. После уменьшения усиления для увеличения уровня сигнала используется предварительный усилитель (pre-amp). На выходе из плагина используется еще один резистор/потенциометр, регулирующий количество энергии на выходном усилителе. Компрессор в плагине работает по принципу обратной связи, в нем уровень сигнала измеряется уже после применения к нему уменьшения усиления.
Регуляторы 1176LN
Input
Регулирует величину уменьшения усиления, а также относительный порог срабатывания. При повороте данной ручки до предела против часовой стрелки (положение ∞) компрессия не происходит (и уровень сигнала не устанавливается). Для увеличения величины компрессии поверните ручку по часовой стрелке.
Output
Регулирует выходной уровень (на величину до 45 дБ). Выходной уровень нужно настаивать уже после того, как с помощью регуляторов входа и атаки была установлена необходимая величина компрессии. Для наблюдения за выходным уровнем установите волюметр на +8 или +4. Регулятор выхода не влияет на величину компрессии.
Attack
Устанавливает отрезок времени (от 20 до 800 микросекунд), который проходит, когда сигнал достигает порогового значения, до начала компрессии. Поворачивая ручку регулировки атаки по часовой стрелке, вы устанавливаете более быструю атаку. Чем быстрее атака, тем быстрее компрессия применяется к сигналу, превышающему пороговое значение.
Release
Устанавливает отрезок времени (от 50 до 1100 мсек), за который компрессия полностью прекращается после понижения сигнала ниже порога. Поворачивая ручку Release по часовой стрелке, вы устанавливаете более быстрое затухание. Медленное затухание способствует сглаживанию переходов, возникающих при резком падении сигнала ниже порога, что особенно полезно для сигналов с частыми пиками. Однако, если установить слишком долгое время затухания, то компрессия для отрезка аудио с громким сигналом может распространиться на длительные отрезки с низким уровнем сигнала.
Ratio
Четыре кнопки слева от волюметра задают соотношение компрессии. Возможны соотношения 20:1, 12:1, 8:1 и 4:1. Установки 20:1 и 12:1 обычно используются, когда необходимо пиковое ограничение, а установки 4:1 и 8:1 используются для общей компрессии динамического диапазона.
Режим всех кнопок
Так же как и в аппаратной версии 1176LN, в плагине можно нажать все кнопки Ratio одновременно – это хорошо известный студийный прием. В таком режиме соотношение составляет приблизительно 12:1, затухание происходит быстрее, и сама форма кривой затухания изменяется. При небольших показателях компрессии атака несколько задерживается из-за небольшого интервала времени перед тем, как атака понижает сигнал. Значение атаки остается таким, как установлено регулятором Attack. Для входа в данный режим необходимо нажать shift и щелкнуть мышью по любой кнопке Ratio. При этом нажмутся все кнопки. Для выхода из режима всех кнопок щелкните по одной из кнопок Ratio, не нажимая при этом shift.
Meter
Четыре кнопки справа от волюметра определяют его режим, а также включение плагина. При установке GR волюметр показывает уровень уменьшения усиления в дБ. При установке +8 или +4 волюметр отображает выходной уровень в дБ; при установке +4, если счетчик показывает 0, значит реальный уровень выхода составляет +4 дБ.
Если нажать все кнопки в режиме уменьшения усиления, поведение волюметра может показаться странным. Однако, именно так он ведет себя на оригинальном приборе, все особенности которого в точности копируются плагином.
Когда выбрано значение Off, плагин отключен и использование UAD DSP снижено.
Зернистость (Grit)
На 1176 можно использовать следующий интересный прием. Установите регуляторы атаки и затухания на самые быстрые значения – это создаст слышимый эффект дисторшна аудио источника, особенно заметного в режиме всех кнопок. В данном случае происходит следующее: атака и затухание происходят настолько быстро, что мельчайшие колебания уровня звучат как дисторшн. Это может создать весьма полезный зернистый (gritty) эффект компрессии. Данный эффект полезен для низких частот, когда может возникнуть необходимость в одновременной компрессии и дисторшне, - как в оригинальном приборе, так и в плагине 1176 имеется возможность это осуществить. Данный прием также отлично звучит с громкими ведущими вокальными партиями.
1176SE “Special Edition”
Основой для этого плагина послужил 1176LN, алгоритм которого был пересмотрен с целью сохранить акустические характеристики, но снизить использование DSP. Поэтому при максимальных установках звучание 1176SE отличается довольно заметно, и все же данный плагин пригодится вам, когда ресурсы DSP ограничены.