Что такое психоакустический процессор?

Для начала нужно понять, что такое психоакустика. По сути, это раздел науки, изучающий психологические и физиологические особенности восприятия звука человеком вместе взятые. Ведь нужно понимать не только «как мы слышим», но и почему мы слышим именно так, а не иначе. И почему одно звучание нам кажется «лучше», а другое «хуже». Форматы сжатия звука с потерями (mp3, wma и так далее), тоже основываются в своей работе на психоакустических особенностях нашего слуха.

Среди звукорежиссеров и людей, занимающихся написание и сведением музыки, постоянно есть интерес к этому особому, овеянному легендами классу устройств - психоакустическим процессорам. Почему - особому? И почему - овеянному легендами? Особому - потому, что каждый «обычный» прибор осуществляет какой-либо один вид обработки. Например, компрессор и гейт - осуществляют динамическую обработку входного сигнала, эквалайзер – частотную и так далее.

А психоакустический процессор сочетает в себе сразу несколько видов обработки, при этом они - сплошь и рядом - еще и взаимодействуют между собой, и частенько весьма неочевидным образом. Поэтому же, кстати, возникают и различные легенды. Кто-то слышит (замечает) одно из работающих в реальности нескольких устройств, кто-то другое... Да и плюс еще то, что сами разработчики и изготовители частенько настолько туманно описывают принцип действия и работу предлагаемых ими психоакустических процессоров, что понять что-либо реальное из прилагаемых в комплекте описаний - просто невозможно. А ведь помимо всего этого, многие из психоакустических процессоров в своей работе используют очень тонкие, не всегда очевидные или просто малоизвестные многим особенности человеческого слуха - такие, как эффект Хааса, эффекты маскировки, интегрирующие свойства слуха, и некоторые другие.

А ряд процессов психоакустической обработки - и вовсе, добавляют ко входному сигналу... его гармоники! Т.е. вместо «положенного» идеально чистого сигнала нашему уху подсовывают заведомо неправильный, «грязный» сигнал. А уши - обманываются, и слушают результирующий сигнал с большим удовольствием, чем исходный, чистый. С точки зрения обиходного «здравого смысла» - это же, вроде, полнейший абсурд? Но - не так все просто. Ведь масса звукопроцессоров, в том числе - самых обычных, имеют просто умопомрачительный коэффициент гармоник. И при этом - звучат более чем великолепно! Например, один из очень дорогих ламповых компрессоров, выпускаемых ныне, имеет для некоторых сигналов коэффициент гармоник около 15%! Так что - «не гармониками едиными»….

Существующие типы психоакустических процессоров: Энхансер (Enhancer), Максимайзер(Sonic Maximizer), Виталайзер (Vitalizer), Эксайтер(Exciter), Dolby Spectral Processor.

Опубликовано с личного разрешения автора. Автор статьи: Михаил Чернецкий (Михаил LONG)